Эксперт: «Если в среднем человек расходует 200 л газа в месяц, он переплачивает в среднем всего 1 600 тенге при нынешней стоимости газа»

На сегодняшний день розничная цена газа по стране варьируется от 59 до 94 тенге за литр. По словам экспертов, это очень низкая цена на данное топливо, так как в мире розничная стоимость сжиженного газа составляет 70% от стоимости бензина, а значит, если в Казахстане бензин марки АИ-92 стоит 205 тенге, то есть 70% от его стоимости должно составлять порядка 140-145 тенге за литр газа. Это при том, что сам бензин в Казахстане ощутимо дешевле относительно соседних стран.

«Розничные цены на сжиженный газ у нас одни из самых низких в мире.  Если брать соседние государства, то наша цена ниже в 2-3 раза (в России – в среднем 165 тенге за литр, в Азербайджане — 185 тенге, в Кыргызстане — 210 тенге, в Узбекистане — 270 тенге, в Таджикистане — 320 тенге). В июле этого года стоимость газа поднялась на 6-8 тенге за литр. Однако для полноценного развития и стабилизации отрасли необходимо установить оптимальную стоимость газа в сторону повышения, удовлетворяющую затраты всех сторон, участвующих во всем процессе, начиная от производства до реализации газа, а также с учетом потребительских возможностей населения. Для чего? Это делается для того, чтобы у розничных реализаторов сжиженного газа была возможность закупать его на газоперерабатывающих заводах по цене, которая позволит этим заводам-производителям вкладываться в переработку сжиженного газа и поддерживать производственные мощности по его переработке, т.к. на сегодняшний день заводы несут затраты по производству сжиженного газа больше его действующей оптовой цены, т.е. работают в убыток. Надо понимать, что все необходимые комплектующие заводы закупают за рубежом за твердую валюту. Кроме того, на месторождениях и заводах-производителях работают такие же граждане страны, которые ежегодно просят повышения заработной платы. Но как повышать заработную плату, если реализация газа осуществляется в убыток?», — объясняет член Казахстанской топливной ассоциации, директор ТОО «Nomad-Gas LPG» Жубан Шиназбеков.

По его словам, при действующих условиях заводы могут сократить переработку невыгодного, убыточного сжиженного газа с концентрацией на производстве более рентабельных нефтепродуктов (бензин, дизель, мазут и т.д.), что приведет к неблагоприятным последствиям для потребителей сжиженного газа, а именно, к дефициту и очередям на АГЗС, а также к резкому скачку цен, т.к. дефицит порождает спрос, а спрос — предложение (элементарные законы экономики).

При этом, как отмечает эксперт, помимо заводов-производителей отдельно существует отрасль розничных реализаторов сжиженного газа со своей инфраструктурой и рабочим персоналом, которая обеспечивает возможность потребителям удовлетворить свои потребности в сжиженном газе на специально отведенных и оборудованных местах (АГЗС).  

«Важно сказать, что я часто беседую с потребителями сжиженного газа и разъясняю людям необходимость разумного повышения цен на автогаз. Выслушав меня и поняв картину ситуации, люди совершенно адекватно реагируют и с пониманием отвечают, «пусть цена будет дороже, но газ будет в нормальной доступности, чем его не будет совсем даже по низкой цене». Они же понимают, что стоимость газа в любом случае будет дешевле бензина. Так, например, среднестатистический автолюбитель расходует 200 литров газа в месяц или 50 литров в неделю, соответственно, повышение на 6-9 тенге за литр составит всего 1200-1800 тенге в месяц (для сравнения: литр колы стоит 600 тенге, а пачка сигарет — 820 тенге). То есть эти расходы можно компенсировать предоставлением одной услуги такси и затраты на сжиженный газ в масштабе целого месяца окупятся за каких-то полчаса. Это не критично. Считаю, очень важно обществу доносить аргументированную информацию для всестороннего понимания ими ситуации», — отмечает Жубан Шиназбеков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *