
На сегодняшний день розничная цена газа по стране варьируется от 59 до 94 тенге за литр. По словам экспертов, это очень низкая цена на данное топливо, так как в мире розничная стоимость сжиженного газа составляет 70% от стоимости бензина, а значит, если в Казахстане бензин марки АИ-92 стоит 205 тенге, то есть 70% от его стоимости должно составлять порядка 140-145 тенге за литр газа. Это при том, что сам бензин в Казахстане ощутимо дешевле относительно соседних стран.
«Розничные цены на сжиженный газ у нас одни из самых низких в мире. Если брать соседние государства, то наша цена ниже в 2-3 раза (в России – в среднем 165 тенге за литр, в Азербайджане — 185 тенге, в Кыргызстане — 210 тенге, в Узбекистане — 270 тенге, в Таджикистане — 320 тенге). В июле этого года стоимость газа поднялась на 6-8 тенге за литр. Однако для полноценного развития и стабилизации отрасли необходимо установить оптимальную стоимость газа в сторону повышения, удовлетворяющую затраты всех сторон, участвующих во всем процессе, начиная от производства до реализации газа, а также с учетом потребительских возможностей населения. Для чего? Это делается для того, чтобы у розничных реализаторов сжиженного газа была возможность закупать его на газоперерабатывающих заводах по цене, которая позволит этим заводам-производителям вкладываться в переработку сжиженного газа и поддерживать производственные мощности по его переработке, т.к. на сегодняшний день заводы несут затраты по производству сжиженного газа больше его действующей оптовой цены, т.е. работают в убыток. Надо понимать, что все необходимые комплектующие заводы закупают за рубежом за твердую валюту. Кроме того, на месторождениях и заводах-производителях работают такие же граждане страны, которые ежегодно просят повышения заработной платы. Но как повышать заработную плату, если реализация газа осуществляется в убыток?», — объясняет член Казахстанской топливной ассоциации, директор ТОО «Nomad-Gas LPG» Жубан Шиназбеков.
По его словам, при действующих условиях заводы могут сократить переработку невыгодного, убыточного сжиженного газа с концентрацией на производстве более рентабельных нефтепродуктов (бензин, дизель, мазут и т.д.), что приведет к неблагоприятным последствиям для потребителей сжиженного газа, а именно, к дефициту и очередям на АГЗС, а также к резкому скачку цен, т.к. дефицит порождает спрос, а спрос — предложение (элементарные законы экономики).
При этом, как отмечает эксперт, помимо заводов-производителей отдельно существует отрасль розничных реализаторов сжиженного газа со своей инфраструктурой и рабочим персоналом, которая обеспечивает возможность потребителям удовлетворить свои потребности в сжиженном газе на специально отведенных и оборудованных местах (АГЗС).
«Важно сказать, что я часто беседую с потребителями сжиженного газа и разъясняю людям необходимость разумного повышения цен на автогаз. Выслушав меня и поняв картину ситуации, люди совершенно адекватно реагируют и с пониманием отвечают, «пусть цена будет дороже, но газ будет в нормальной доступности, чем его не будет совсем даже по низкой цене». Они же понимают, что стоимость газа в любом случае будет дешевле бензина. Так, например, среднестатистический автолюбитель расходует 200 литров газа в месяц или 50 литров в неделю, соответственно, повышение на 6-9 тенге за литр составит всего 1200-1800 тенге в месяц (для сравнения: литр колы стоит 600 тенге, а пачка сигарет — 820 тенге). То есть эти расходы можно компенсировать предоставлением одной услуги такси и затраты на сжиженный газ в масштабе целого месяца окупятся за каких-то полчаса. Это не критично. Считаю, очень важно обществу доносить аргументированную информацию для всестороннего понимания ими ситуации», — отмечает Жубан Шиназбеков.