
По словам экспертов, крупные участники рынка нефтепродуктов находятся в стадии снижения объемов реализации.
Если для одних участников первопричиной является перетоки на мелкие локальные АЗС, ввиду их гибких цен на стеле, то есть и такие сети, кто столкнулся с санкционными ограничениями в области осуществления некоторых банковских операций.
Согласно последнему анализу рынка, спрос на услуги малых АЗС вырос на 13% со второго полугодия 2023 года, что связано с наличием профицита нефтепродуктов на рынке и установкой предельных розничных цен с апреля 2023г, косвенно не позволяющих крупным сетям отклоняться от предельных значений цен, в то время как средние и мелкие сети свободны и в праве установки демпинговых цен в борьбе за клиентов автолюбителей.
На фоне развития банковских продуктов, направленных на отказ от использования физических пластиковых карт международных платежных систем, в пользу QR оплат, рост доли которых составил около 20% в первом квартале 2024 года, крупным сетям остается предлагать клиенту стимулирование покупок через использование банковских и собственных приложений для оплаты автомобильного топлива и получения максимальной выгоды.
Наряду с большими сетями, локальные АЗС, в условиях затоварки нефтепродуктами, не имея собственной IT-инфраструктуры и банковских колабораций, существенно снижают цены на топливо тем самым собирая значительный трафик грузового транспорта.
Рекордные запасы дизельного топлива на нефтебазах страны зарегистрированы на конец марта 2024 года составив 618 тысяч тонн, что превышает двухмесячный объем потребления всего рынка Республики Казахстан.
В условиях открытого рынка ценообразование на нефтепродукты, аналогично другим товарам, в значительной степени определяется спросом и предложением, а также активной конкуренцией между поставщиками.
В текущих условиях оптовые поставщики готовы предоставлять скидки, предлагать рассрочку и даже перемещать нефтепродукты для хранения в другие регионы, что активизирует мелкие АЗС, позволяя им увеличивать объемы продаж.
Однако, введение слишком строгих регуляторных мер, таких как запрет на экспорт при наличии профицита, негативно сказывается на общей динамике рынка нефтепродуктов.